Свадьба
в
Волгограде

 Свадебные традиции и обряды

В данной статье мне хотелось бы затронуть такой вопрос : «А нужно ли сегодня соблюдать те обряды и традиции, которые были раньше или можно уже делать совершенно иную свадьбу?». Сегодня все чаще молодожены хотят свадьбу «не как у всех», «без обрядов». Но как же можно представить себе свадебное торжество без каравая, рушника, без свадебного торта и т.д. А ведь все это тоже является частью традиций, которые складывались веками. Многое уже позаимствовано у других народов, например бросание букета не является русским обрядом, он заимствован, но мало кто знает, что на Руси чтобы определить следующую невесту издавна кидали не букет, а подушечку. И подвязку не кидали, хотя теперь редкая свадьба проходит без этого. Что же представляла из себя традиционная свадьба? Русский свадебный обряд являлся одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоял из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Причем в каждом регионе свадебный обряд очень рознился. Но структура его была одинакова: Сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник(мальчишник), выкуп, венчание, гуляние и свадебный пир. Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. В церковь невесту часто вели под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходила уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствии девушки.

Смотрины

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты). Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.

Вытие

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг. Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственника составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д.

Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей. Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом сиконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда.

Жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху. Как видите что-то осталось, а что-то ушло в небытие.

Можно много рассуждать на эту тему, проводить параллели, сравнивать то, что понималось под свадебными обрядами давным-давно и что понимается под этим сегодня, но одно верно – свадьба и сегодня «играется» и без соблюдения некоторых традиций и обрядов она стала бы уже не свадьбой, а еще одним банкетом «по случаю».

А вот кое что интересное:

КАРАВАЙ

Символ семейного счастья - свадебный каравай выпекали несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашали участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может отрицательно повлиять на будущее молодой семьи.

Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда.

С момента приготовления каравая и до начала ритуала его деления между участниками свадебного торжества, обрядовый хлеб нужно беречь как зеницу ока. Лучше всего его накрыть рушником и хранить подальше от людских глаз.

Делить каравай должны были крестные родители либо жениха, либо невесты.

Уйти со свадьбы без кусочка каравая считалось равносильным отсутствию на свадьбе.

Как правило, кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть могли засушить в качестве амулета-оберега. Его давали с собой, например, тем, кто отправлялся в далекую дорогу; бабушки клали в карман школьного костюма своего внука, чтобы предостеречь его от задиристых ребят.

В разных уголках Украины с небольшими отличиями, но все же обряд приготовления и дарения свадебного каравая был одинаково значимым. Свадебный каравай выпекали только при первом бракосочетании (хотя разводы тогда, лет сто назад, были вовсе не в моде). Форма каравая и качество приготовления имели серьезное значение. Круглый, как солнце, коса плетеная по краю, украшенный разными хлебными - обязательно парными! - фигурками (колосками, веточками, птичками), пухлый и пахучий - такой каравай к счастливой супружеской жизни, а вот трещина в каравае - плохая примета.

Все действо по приготовлению каравая было обставлено только положительной энергией: к участию в выпекании свадебного хлеба допускались неженатые парни и незамужние девушки, не допускались вдовы, бездетные, одинокие. Это был своего рода спектакль, где каждому участнику отводилась своя роль, много песен обрядовых пелось, много прибауток и примет говорилось, приговоров и оберегов. Караваи выпекались от средних до самых больших размеров, так что иногда каравай из печи достать нельзя было, не вынув пару кирпичей, чтоб вылез. Считалось к счастью и удачному замужеству, если на свадьбе дружкам и подружкам достался кусок каравая.

Караваем встречали сватов, жениха, невесту, родителей. Каравай олицетворял собой счастливую зажиточную семейную жизнь. Считалось, кто из молодоженов откусит самый большой кусок от свадебного каравая, тот в доме и будет главным. Часть каравая (нижняя) была для гостей, второй ярус - для родственников, самый верхний - для родителей и жениха с невестой, причем пару кусочков надо было завернуть в тряпицу чистую и вовсе не есть, а сохранить навсегда.

Эта красивая традиция сохраняется и сейчас. Истинный смысл выпекания и дарения каравая остался в далеком прошлом, а современные караваи продолжают выполнять свою функцию - чем пышнее каравай, тем зажиточнее молодая семейная жизнь.

Соль при встрече с караваем символизирует не богатство, хотя ценилась в стародавние времена на вес золота, а... любовь! А ведь и правда, можно ведь сказать, что жизнь без любви - пресная, словно горбушка без соли! А вот каравай (хлеб) означает жизнь вообще.

РУШНИК

Рушник не должен быть из двух кусков или более- жизнь сломанная, разорванная будет - Нельзя над основным сюжетом (который по краям) вышивать горизонтальные линии. Например, если вышито "дерево жизни" над ним мережку или полоску нельзя вышивать - можно накликать бездетность или развод - т.к. эта полоса "перечеркивает", "обрывает" дерево рода.

Теперь про символы, вышитые на рушниках:

  • Виноград - плодовитость, богатство, божий знак
  • Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила, на Украине ветку калины дарит тайно невеста жениху как знак согласия на свадьбу
  • Роза - любовь, милосердие
  • Петух (в основном красный) - символ счастья богатства, мужского здоровья
  • Голубь, горлица - любовь, верность, брак, семья
  • Мак - расцвет женской красоты, богатство, лето
  • Хмель (шишки хмеля) - часто вышивают, что означает не знаю, но вышивают - значит можно
  • Дерево жизни - очень сильный символ - означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, победа добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции и т.д.
  • Вышивают слова "на счастье" "на долю"...но ПОД основным рисунком!

Еще говорят такое:

  • свадебный рушник можно на полный месяц и в яркие звезды расстелить на траве - чтобы жизнь была ясной, яркой как звезды и луна, как символ женской плодовитости и на солнце высушить - чтобы жизнь была светлой и богатой.
  • перед вышиванием помыть руки - чтобы "нехорошие мысли смыть"
  • Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый, чтобы была гармония между духовным и материальным миром.
  • Середина обязательно пустая - что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит
  • Обязательно стараться аккуратно изнанку делать (особенно перекрещивать нити плохо), что бы сплетен о семье не было, что бы чужие люди не обсуждали и в личную жизнь не вмешивались
  • При вставании на рушник надо чтобы невеста стояла на левом краю (тот край который вышивается вторым). И хотя узор одинаков с двух краев, надо обязательно как-нибудь левый край пометить, чтобы не перепутать. А жених соответственно на правом. Между ними - чистое полотнище - чистая дорога жизни.
  • После регистрации необходимо вернуться на непродолжительное время в родительский дом невесты. Посадите молодых на 10-15 минут в красный угол (тем самым как бы символически «привязав» их к родному дому), а уж затем отправляйтесь праздновать семейное торжество туда, где вы запланировали его провести.

ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ

Хлеб-соль, с которыми родители будут встречать молодых, должны лежать не на чисто белой части рушника, а на красных его концах, сведенных вместе (середина рушника при этом провиснет).

Отец наливает молодым по рюмке водки, но пить ее нельзя. Молодые должны поднести рюмки к губам и тут же правой рукой выплеснуть содержимое через левое плечо за спину. С правой стороны у человека находится ангел-хранитель, а с левой - змей-искуситель, поэтому спиртное и нужно выплеснуть через левое плечо - нечистой силе в глаза, чтобы гадостей не творила. Этот ритуал повторяется три раза. За третьим разом рюмки необходимо выбросить вместе с содержимым, опять-таки правой рукой через левое плечо. Существует примета: счастливым и долгим будет брак в том случае, если обе рюмки уцелеют или обе разобьются.

Старайтесь выполнить описанный ритуал так, чтобы не просыпалась соль. Это очень плохая примета.

Пока родители встречают молодых у порога своего дома, бабушка невесты кладет на порог новый разомкнутый замок, а сверху расстилает специальный рушник. Как только молодые переступали через порог, бабушка скатывала рушник, замыкала замок, при этом ключи отдавала родителям невесты, а замок - родителям жениха. Символика этого ритуального действия проста и понятна: как никто не сможет отомкнуть этот замок, так никто не в силах будет разлучить эту семью.

Жених берет невесту на руки, становится на красное поле рушника и переносит ее через порог. Невеста пришла сюда, чтобы продолжить свой род и род жениха, поэтому необходимо полностью исключить возможность неожиданного касания о порог как о зону смерти.

Чтобы обмануть злые силы и отвлечь их от молодых, дорожку перед молодыми посыпают цветами, рисом, лепестками роз.

Желательно, чтобы у молодых все было одинаковым: два фужера красного (защитного, экранирующего) цвета, две тарелки с одинаковым рисунком, две серебряные или позолоченные ложки и вилки, ножи вовсе лучше не класть (меньше «резаться», т.е. ссориться между собой будут).

Чем меньше спиртного выпьют молодые за всю свадьбу, тем спокойнее будет их жизненный путь.

Во время застолья принято бить посуду, причем, чем больше осколков, тем больше счастья будет у молодых.

Чтобы молодые друг друга любили, и в их доме не было измен, нужно было на хлеб и соль наговорить специальные слова и дать молодым съесть этот хлеб за свадебным столом. «Как хлеб да соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменить, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой. Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь».

В тот момент, когда молодые целуются, нужно сказать следующие слова, тогда молодых не разобьет ни один разлучный наговор: «Как глядят на кресты при Христовом празднике, так бы молодые друг на друга смотрели - не насмотрелись. Как любил Христос свою Матерь Божью, так любил бы муж свою жену, а жена мужа. Аминь».

Общепринятым правилом праздничного этикета является произнесение третьего тоста «за любовь», поэтому следует помнить, что только после третьего тоста молодым можно крикнуть: «Горько!» — и попросить их поцеловаться.

На протяжении всей свадьбы молодые должны быть только вместе, в том числе и танцевать. Как правило, первый танец жених и невеста танцуют в середине круга, образованного присутствующими гостями.

Обязательное правило: молодые должны заходить за свадебный стол только по ходу часовой стрелки или по солнцу, а выходить - в обратном направлении.

Сразу же после деления каравая (свадебного торта) принято проделать следующий ритуал с фатой. Мать жениха подходит к молодым, снимает с невесты фату и повязывает атрибуты женской доли: косынку и фартук. Фату надевают на голову почетной свидетельнице молодой, и она должна была трижды обернуться вокруг себя. Этот ритуал символизирует передачу жизненной эстафеты: предполагается, что именно первая свидетельница следующей должна выйти замуж. После нее фату передают другим девушкам - участницам свадьбы. Они повторяют ритуал. Затем мать жениха забирает фату и вешает ее в красный угол под икону.

Понедельник, 29.04.2024, 06:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Наши контакты
597944589
Тел:8-904-773-05-21
Или:8-987-646-95-50
e-mail:svadba-vlg@pochta.ru
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Архив записей
Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Jax Tesla © 2010 При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Свадьба.Net.Ru Невеста.info - Свадьба в Москве